Д.А.Муравьева. Фармакогнозия. Учебник. Раздел 1

02.08.2011
Д.А.Муравьева. Фармакогнозия. Учебник. Страница 17

Несовершенная система высшего фармацевтического образования и за­висимость российских аптек от внешнего рынка наложили отпечаток на преподавание фармакогнозии на провизорских курсах при университетах в дореволюционной России. На лекциях сообщались сведения преимущест­венно об импортном лекарственном растительном сырье, лабораторный практикум сводился в основном к изучению анатомии сырья. Фармакогно­зия преподавалась главным образом как описательное товароведение, по­скольку российские аптеки и галеновые предприятия использовали, как правило, импортное сырье. В дореволюционных руководствах по фармако­гнозии досконально описывались все сорта (их достоинства и недостатки) того или иного вида лекарственного растительного сырья, поступающего на фармацевтический рынок. Это нужно было знать владельцам аптек, приоб­ретающим импортные лекарственные сырьевые объекты, и дрогистским фирмам, торгующим ими.

Формирование отечественного "каталога" лекарственных растений, про­текавшее одновременно с восстановлением в стране промышленного сбора лекарственного растительного сырья и созданием хозяйств по выращиванию лекарственных растений, поставило перед фармакогнозией ряд новых про­блем (в области фитохимии, ресурсоведения, товароведения и др.). Все это, естественно, привело к созданию большого теоретического раздела в курсе фармакогнозии, а в ее практическую часть, кроме морфолого-анатомического практикума, были введены занятия по химическому анализу лекарст­венного растительного сырья и товароведческий практикум по его стандар­тизации. Позднее, в 50-х годах, развернулись и ресурсоведческие исследо­вания, методики проведения которых были включены в курс фармакогно­зии. Введенная полевая учебная практика способствовала не только озна­комлению с лекарственными растениями в природе, но и приобретению навыков по их промышленной заготовке.